Местное самоуправление

Местное самоуправление  — локомотив, который заблудился…

Впечатления от поездки в Австрию делегации Белореченского района, или Россия —  Австрия — 0:1

     В июле этого года в газете «Аргументы и факты» была опубликована небольшая статья «Заветы Солженицына», приуроченная к пятилетию со дня его смерти. В ней раскрывался смысл одной из последних работ писателя, которая называлась «Что нам по силам». Мое внимание она привлекла тем, что, кроме других моментов, была посвящена местному самоуправлению. А поскольку я являюсь депутатом, то, видимо еще и по этому…

     А в газете «Вольная Кубань» (см. номера 80, 83 за июнь 2013 года) опубликованы две статьи под общим названием «Как белореченские бургомистры в гости к австрийским главам ездили» — о посещении Австрии главами нашего района.

     На мой взгляд, эти публикации чудесным образом перекликаются, дополняют друг друга, доказывают правоту, злободневность и необходимость внедрения заветов Солженицына в нашу неуравновешенную жизнь.

     Наводят на размышления.

     Конечно же, эти публикации в разных изданиях на одну и ту же тему —  чистое совпадение. Мыслями, на которые меня навело это чтиво, я и хотел бы поделиться. Само название «местное самоуправление» для России —  новое. Советы народных депутатов, которые правили бал на местах при СССР, особой самостоятельностью не отличались и вообще существовали больше для формы, чем для дела. На них мало кто обращал внимание, так как всем заправляла руководящая и направляющая сила — КПСС. Ну да это, как говорится, наша история.

     А что же с тех пор изменилось? Изменилось ли? Изменится ли хоть когда-нибудь?

     Мы по жизни как-то не привыкли задавать себе подобные вопросы, а тем более отвечать на них. И очень даже зря! Однако давайте вернемся к упомянутой выше статье классика. Даже решение проблемы коррупции Александр Исаевич видел в расширении народного самоуправления. «Сегодня, — писал он, — во всех благодействующих странах Запада местную жизнь направляют непосредственные народные собрания. Нам с семьей в своем 20 — летнем изгнании из СССР досталось немало понаблюдать, даже и с восхищение, этот мощный общественный аппарат в действии. Это реальное, эффективное и достойное участием самых рядовых граждан в их обычной местной обстановке, в отстаивании своих бесспорных потребностей и принятии  решений на обозримое будущее… За годы же после моего возврата в Россию я был свидетелем подавления новоявленных очагов местного самоуправления — то губернаторами, то губернскими советниками, всегда — отказами в финансовой помощи… А между тем в такой необъятной стране, как наша, никогда не добиться процветания без сочетания действий централизованной власти и общественных сил… Если мы не научимся брать в свои руки и деятельно обеспечивать близкие, жизненные наши нужды, а всегда отдавать их на милость далеких, высоких бюрократов, — не видать нам благоденствия ни при каких золотовалютных запасах. И неправда, что не способны мы уже к самоорганизации». Не правда ли, есть над чем задуматься? Однако давайте обратимся к нашим путешественникам по Австрии. Что увидели они в стране, которая никогда (в отличие от нас) не обещала своим гражданам построить для них светлое будущее? Делегация Белореченского района прибыла в Австрию с одной целью: изучать австрийский опыт местного самоуправления. Волей-неволей пришлось сопоставлять австрийское местное самоуправление с нашим, российским. Членов нашей делегации не удивило, что у них свои законы и порядки, а у нас свои. Однако «понятия, условия, регламенты существования, властные полномочия и ограничения в большинстве своем не сопоставимые».

     По мнению автора статьи Александра Гикало, «очень многое поразило, а кое-что сразило наповал». Главное, конечно, то, что достигнута цель — обеспечение высокого качества жизни людей, их комфортного проживания независимо от того, город это или деревня. Для дальнейшего изложения некоторых выводов, которые мне хочется сделать в конце этой статьи, процитирую слово в слово еще несколько фактов, которые поразили членов нашей делегации.

     «В  Гроссенцерсдорфе, как вы понимаете тоже деревне, мы приехали в Красный Крест.  Почти забытое для нас название. В советское время наши понятия о Красном Кресте сводилось к уплате каких-то взносов, сейчас и этого нет. Что такое Красный Крест для австрийцев, вы сейчас поймете. Нет у них «скорой помощи» в нашем понимании, то есть государственной структуры, оказывающей экстренную помощь заболевшим, перевозящей людей с тяжелыми хворями в специализированные клиники. Эту роль выполняет организация Красный Крест. В ней — центральная, скажем так, базовая структура и два филиала. Охват — 13 поселений. Что они делают? Как раз это «скорая помощь» у них. Для чего просто «скорые», реанимобили, другие авто — скажу позже. Цель центра: обеспечение безопасности населения. «Скорая» выедет по вызову непременно. Но не только этим занят центр. Под патронажем находятся больные, не выходящие из дома, — за ними присматривают медсёстры, санитарки. Тем, кто не может позволить себе обильное меню, привезут еду, причем три раза в день, есть для этого автомобиль. Некоторые приходят сюда, чтобы получить необходимое. На тот момент было 160 человек под присмотром. А за больными ухаживать 52 человека.

     Ну а теперь держитесь за кресло, если даже сидите. В этом Красном Кресте нет ни одного штатного работника! Врач, медсестра, няня, шофер и все прочие не получают за это ни копейки! Красный Крест — организация добровольцев, которые, простите за пафос, по зову сердца в свободное от работы время приходят сюда, чтобы позаботиться о людях. Да-да, кого-то три раза в день покормить, кому-то поменять подгузники, кого-то отвезти в клинику, оказав первую помощь, — и все добровольно. Работают здесь двести таких добровольцев.

     Вышиб слезу умиления? Но это еще что. В Пальтендорфе мы были в пожарной команде. В этом плане мы тоже не можем пожаловаться на жизнь. Наша пожарка в составе МЧС развивалась, оснастилась. Но здесь, в Австрии, это не просто пожарная часть, скорее это центр оказания экстренной помощи в самых разных случаях. Да, пожары тушат, но еще они как наше МЧС: выезжают на аварии, чтобы вытащить из  искореженного автомобиля пострадавшего; затопило — откачивают воду; на дому что-то неординарное, но опасное для жизни случилось — они тоже спешат. Естественно, и оснащены всем необходимым для работы. Все показал и обо всем рассказал нам Георг Шикер.

     Сказал он и главное: нет в этой пожарной команде не одного штатного работника! Только добровольцы, не получающие (понимаю: повторяюсь) за это не цента. В твое дежурство тебя поднимут по тревоге — и вперед, на пожар, дорожную, природную или техногенную катастрофу. Вообще в Австрии из 1736 пожарных команд только 89 профессиональных, все остальные — добровольные. Вот и наука для нашей делегации. Как им это удается, как пришел народ в то состояние души, что добровольно идет на помощь согражданам, — это большая загадка, пока для нас неразрешимая. По себе ведь сужу, не по кому-то: отработал — и домой, а не в пожарку или Красный Крест. Так что никого не обвиняю, просто говорю, как оно есть.

     Нужно быть наивным человеком, витающий в облаках, чтобы предложить, что вот увидели, как у них в Австрии, и по приезде засучили рукава да давай все перестраивать на чужой лад. Не будет этого».

     А что же будет?

     На этом интересном месте мне и хотелось бы прервать Александра Гикало  и присмотреться к тому, что мешает нам … Я не говорю вот так сразу «переустроить» — нет, об этом речь пока не идет, слишком велика пропасть, которую нам нужно преодолеть. Речь идет о том, что мы даже движемся пока не в том направлении. А это значит, нам никогда не видать австрийских высот местного самоуправления… Но надо что-то менять! Однако как же не любят у нас этого слова! Что-то менять?! Лучше повеситься! Нам ближе: «Вот приедет барин, барин нас рассудит» … И тем не менее придется, если, конечно, хотим жить лучше … Так что же все-таки нужно менять, чтобы хотя бы повернуть вектор движения нашего локомотива в нужном направлении?

     Обратимся к упрямым фактам нашей действительности на примере работы Совета депутатов, депутатских комиссий, каждого депутата персонально, администраций в сельских поселениях. Сравнимо с австрийской деревней. Нарисуем картину маслом, и может, тогда станет наконец-то ясно, где же собака зарыта.

  1. Прежде всего, не в работе Совета депутатов, не в отношении к нему со времен СССР ничего не изменилось. Все и сегодня идет по уже давно накатанной колее, и, как мне думается, не в ту степь, наш локомотив окончательно заблудился.
  2. Казалось бы, простая логика требует того, что вскоре после избрания председателя Совета поселения ему (совместно с местным главой администрации) необходимо собрать избирателей в каждом округе, представить депутата, к которому они теперь могут обращаться, обнародовать место и график приема этим депутатом граждан. Даже эта простая процедура не делается. Рискуя не очень ошибиться, утверждаю, что 90 процентов депутатов не знают своих округов, не встречаются с избирателями. Статья 47 регламента работы Совета депутатов грубо нарушается. Но Бог с ней, со статьей. Если смотреть шире — прервана сама связь жителей с главной ветвью власти, законодательный, а через нее и с другими ее ветвями. А это значит, что нет возможности взаимного влияния людей на власть и наоборот. Последствия такого положения мы сегодня и пожинаем. Власть живет сама по себе, а люди — сами по себе.
  3. Председатель Совета депутатов, согласно регламенту его работы, обязан планировать и направлять работу комиссий, чего, строго говоря, тоже не делается. Комиссии не работают, это факт, и факт плачевный: проблемы в поселениях пусть и не вселенского масштаба, но они должны подниматься, решаться, да и вообще вокруг работы комиссий всегда закипает вся общественная жизнь поселения, а как без одобрения развития этой самой жизни возможно прийти к австрийским высотам самоуправления? Никак!
  4. Обратите внимание на повестки дня проводимых сессий Советов депутатов: почти в каждой значится переброска средств бюджета с одной статьи на другую, эти вопросы (от повестки до решения) готовятся работниками администрации. Да председатель Совета подбросит от себя «разное», вот и вся повестка дня. Поговорят депутаты кто о чем — и на этом все. Пользы от такой сессии — чуть. Не увидите в повестке дня не отчётов депутатов о том, что происходит в округах, не подготовленных комиссиями вопросов и т.д. Да и откуда им взяться? Председатель Совета неплохо устроился, статистика по количеству сессий красивая (за счет вопросов, подготовленных администрацией) — и работать не надо.
  5. Совет депутатов сегодня не является центром общественно-политической жизни поселения — общественные организации жители стараются обходить его стороной (работы нет, вопросы не решаются) И как результат — инициативные граждане бомбят письмами вышестоящие инстанции даже по пустякам.
  6. Исполнительную ветвь власти в поселении (администрацию) такой расклад, похоже, устраивает. Судите сами: начнут работать депутаты, комиссии — появится больше вопросов, проблем, их нужно решать, суетиться. А зачем? Лучше пусть будет все как есть и пусть будет что будет…
  7. Всем. Местные Советы депутатов (их представители) больше настроены играть в поддавки с главами местных администраций, чем выстраивать отношения и работу таким образом, чтобы интересы жителей отстаивались в первую очередь, а не уходили на второй план.
  1. И последнее. Давайте не будем все валить на слабый бюджет поселения. Скажу так: не только в нём дело. Нужно менять саму организацию работы местного самоуправления. Ставить перед собой реальные цели и стараться их достигать, будить инициативу людей, всячески развивать и поощрять ее. Наполнять их жизнь новым интересным содержанием, позволяющим каждому человеку самореализоваться…

     А что касается бюджета — он не падает с неба, его нужно наполнять, а значит, надо лучше работать, в том числе менять правила и законы нашей жизни. И все наладится. А как иначе? Мы хотим (к примеру) платить черные зарплаты и иметь хороший бюджет? Так не бывает. Никто из нас не наводит порядок в австрийских деревнях, и мы должны научиться у себя это делать сами. Давайте зададим себе вопрос честно на него ответим: Неужели перечисленные выше изменения являются невыполнимыми, неужели они нам не по силам? Конечно же, все это можно исправить. Начнем с малого — повернем вектор нашей работы в правильном направлении, станем развивать и поддерживать пока еще слабые ростки нами же загубленной инициативы и демократии в нашей простой, обыденной жизни. Тогда, после многотрудной работы, может, не выпадет нам счастье. Хоть издали похожее на австрийское… А пока счет не в нашу пользу. — Россия  — Австрия — 0: 1.

     Закончу словами Александра Гикало из его статьи: «ничто не упало на эту землю. Можно до бесконечности восхищаться совершенством устройства жизни, с какой стороны ее ни возьми, но когда получаешь ответ на вопрос «как», тут-то и понимаешь, что это люди сами себе сотворили такие условия. Теперь живут и пользуются благами своей цивилизации, поддерживая ее, совершенствуя, строго следуя заведенному порядку».

     А нам слабо? Лиха беда начало, пора приниматься за дело.

П.Емельянов

с. Великовечное.

Белореченский район.
Решение Совета Великовечненского сельского поселения №157 от 23.10.2013г. «О состоянии и мерах по улучшению землепользования в Великовечненском сельском поселении Белореченского района»

Добавить комментарий

  • Форель свежемороженная
    Форель свежемороженная
  • Рыбалка и отдых
    Платная рыбалка. По всем вопросам звонить по телефону 8918-47-46-983
    500руб.
  • Рыба
    Имеется в продаже живая прудовая рыба:зеркальный карп, толстолобик, амур. По всем вопросам обращаться по телефону 886155-39-3-06.
  • Кукуруза
    Урожай кукурузы в 2020г. составил 2791т
  • Подсолнечник
    Урожай подсолнечника 2020 г. составил порядка 600 тн.
  • Пшеница
    Объем убранного урожая озимой пшеницы в 2020 г. составил порядка 3373 тонны ,
  • Рапс
    Объем составляет 589 тонн. Цену уточняйте.
Телефон горячей линии
8-86155-39-3-06